63
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОГРАММ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
В.
В. ГУЛЬДАН, О. Л. РОМАНОВА, И. В. ИВАННИКОВА
Научное обоснование
первичной профилактики наркомании у детей и подростков является новым, пока еще
недостаточно проработанным разделом отечественной наркологии. На сегодняшний
день опубликованы лишь отдельные, самого общего, ознакомительного характера,
методические рекомендации по предупреждению наркомании у подростков,
составленные врачами-наркологами [1]. Антинаркотическая пропаганда,
осуществляемая средствами массовой информации, не имеет какой-либо серьезной
концептуальной основы, четкой возрастной направленности, не рассчитана на
оценку ее эффективности. Недостаточно ясен, с нашей точки зрения, и вопрос о
том, к чьей компетенции (врачей, психологов, педагогов) относится реализация
антинаркотической пропаганды в школе, какие ведомства должны взять на себя
затраты, кадровое обеспечение по ее проведению.
В этих условиях подавляющее
большинство детей и подростков оказываются вне положительно воспринимаемой ими
и общественно желательной информации о наркотиках, эмоционально и поведенчески
не подготовлены к встрече с ними. Это убедительно подтверждается психологическими
исследованиями установок детей и подростков по отношению к наркотикам. Данные
исследования показывают, что эти аттитюды в настоящее время далеко не всегда
являются антинаркотическими [2], [3].
Поэтому особый интерес
вызывают ставшие на Западе традиционными формы антинаркотической работы в виде
специальных обучающих программ. Среди них, на наш взгляд, следует обратить
внимание на программы, которые апеллируют не только к сознанию ребенка, но и к
таким психологическим реалиям, как формирующаяся личность, навыки общения в
группе сверстников и др. Одной из таких
64
программ, направленных не только на передачу ребенку
суммы необходимых знаний, но и на тренировку операциональных моментов, навыков,
правильного поведения в ситуациях, когда ребенок сталкивается с наркотиками, является
программа «Ваше здоровье — 2000» [5] (см. об этом также [4]).
Возможно ли применение
программы в нашей социокультурной среде? Какой должна быть степень адаптации к
условиям русскоязычной школы? Целесообразно ли приобретение программы в полном
объеме со всем прилагаемым техническим оснащением? Для ответа на эти вопросы мы
предприняли попытку апробации одного из фрагментов программы.
Программа «Ваше здоровье —
2000» для каждого возрастного этапа располагает отдельным пособием, предоставляющим
учителю детальное изложение информации, которую необходимо усвоить детям,
характеристику социально-психологического тренинга с целью предупреждения
неправильного поведения, описание игр и занятий, способствующих гармоническому
формированию личности учеников и коллектива класса в целом. Для родителей имеется
отдельное пособие, в котором представлены различные способы выработки позиции
семьи по отношению к наркотикам, обучения детей разрешению конфликтов и др. [4].
Для апробации было выбрано
пособие для детей в возрасте 8—9 лет, так как, с одной стороны, ученики II
класса уже довольно свободно пишут, читают, правильно ведут себя во время
урока, а с другой, как мы предполагали, не обладают еще собственным опытом
употребления алкоголя и табака и представляют собой сравнительно чистую среду
для проведения превентивного антинаркотического воспитания.
После перевода текста
пособия1 были осуществлены минимальные,
насколько это возможно, изменения в техническом оснащении уроков. Учебные
фильмы, некоторые игрушки, сказки, песенки, используемые в курсе, были заменены
отечественными аналогами. Все применявшиеся за время занятий наглядные пособия
(например, разрезные картинки) ксерокопировались для каждого ученика, как это и предполагается авторами пособия, и не
модифицировались. Не менялась также структура курса и отдельных уроков-занятий.
В процессе работы мы старались следовать не только букве, но и демократическому
духу пособия.
Апробация пособия
осуществлялась на протяжении 1989—90 учебного года в двух II классах одной из
московских средних школ. Всего обучалось 76 школьников.
Перед началом обучения
проводились специальные беседы с учителями, а затем родителями в целях
ознакомления с программой «Ваше здоровье — 2000». Поддержка родителей и
учителей является необходимым условием проведения программы. Кроме того, так
обеспечивалось их участие в работе в виде помощи детям в приготовлении домашних
заданий, а также в виде повторений некоторых положений курса на других уроках и
во внеурочное время.
По замыслу курса до начала
занятий и после их окончания предполагается тестирование учащихся. Его цель —
проследить сдвиги в знаниях школьников об алкоголе, табаке, наркотической
зависимости, правильном поведении в ситуациях, провоцирующих их употребление.
Соответствующий опросник использовался без каких-либо изменений. Однако
исследование установок детей до и после проведения обучения было расширено за
счет разработанных в нашей лаборатории проективных методик. Анализировалось вербальное
поведение в нескольких проективных по характеру ситуациях, провоцирующих
употребление пива, вина и курение. Так что до начала (I исследование) и после
его окончания (II исследование) фиксировалось состояние установки по отношению
к алкоголю и табаку.
В соответствии со структурой
пособия были проведены 14 занятий с частотой один урок в неделю по следующим направлениям:
1) информирование
65
школьников о психоактивных веществах; 2)
формирование самосознания детей и умения правильно вести себя в коллективе
сверстников; 3) социально-психологический тренинг навыков поведения в
ситуациях, провоцирующих их попытки закурить в кругу одноклассников.
Первому разделу пособия
(информированию второклассников о психоактивных веществах) были посвящены четыре
урока. На первом формировалось понятие о психоактивных веществах, на втором и
третьем — соответственно об алкоголе и никотине, на четвертом — о наркотической
зависимости.
Информирование о
психоактивных веществах встретило ряд затруднений. Прежде всего та часть
информации, которая была посвящена недоступным, «экзотическим» для
второклассников наркотикам, не вызвала интереса. Вводные слова об алкоголе и
никотине в определенной мере вступили в противоречие с уже сформированными в
этом возрасте попустительскими по содержанию установками по отношению к этим
легальным в нашей стране психоактивным веществам., Широкая опора авторов
программы на сведения из области анатомии, физиологии человека и медицины
оказалась для неподготовленных учеников II класса недейственной, здесь
потребовалась специальная разъяснительная работа, и, хотя разъяснения вызывали
горячий отклик и неподдельный интерес, они уводили уроки от непосредственной
темы.
Эти особенности восприятия
программы непосредственно связаны с социо-культурной спецификой нашего общества.
Информация о психоактивных веществах для американских детей, по-видимому, более
актуальна, а знания их в области анатомии, физиологии своего тела, здорового
образа жизни более разносторонние и глубокие. Иначе трудно бы было принять
содержание и стиль информационной части программы.
Тем не менее по данным
опросника были получены положительные результаты. В табл. 1 представлены
«правильные» ответы на пункты опросника до и после обучения. Легко видеть, что
явные изменения наблюдаются в знаниях школьников об алкоголе, табаке,
зависимости. Больше всего изменились знания о табаке, меньше всего — о правильном
поведении в провоцирующих ситуациях.
Таблица 1
«Правильные» ответы (в %) на
пункты опросника в I и II исследованиях
Содержание вопросов |
І исследование |
ІІ исследование |
Алкоголь: информация об алкоголе вред алкоголя |
19 |
49 |
Табак |
54 |
76 |
Наркотическая зависимость |
12 |
54 |
Правильное поведение |
6 |
20 |
По данным самоотчетов детей,
особенно много нового они узнали о табаке. Некоторые поговорили об этом с курящими
родителями, а часть добилась того, что, по их словам, родители стали меньше
курить.
Таким образом,
информационная часть пособия даже при легко просматривающихся расхождениях в
социо-культурных характеристиках американских и советских школьников существенно
влияет на формирование знаний о психоактивных веществах, что выражается не
только в усвоении набора сведений, но и в попытках влиять на окружающих.
Второй раздел программы,
включающий уроки с пятого по восьмой, посвящен формированию некоторых социально-психологических
характеристик личности учеников, связанных с формированием самосознания, и
социально желательного поведения в группе. На пятом уроке школьники должны
усвоить некоторые закономерности восприятия человека человеком.. Шестой урок
служит анализу того, как ощущает ребенок принадлежность к группе и поиску способов
помощи в случае, если ученик оказался вне ее. На седьмом уроке школьники должны
увязать связь избыточности критики по отношению к людям
66
и ощущениями, которые те при этом испытывают. Затем
производится формирование установок на поиск хорошего в каждом ученике и умения
детей устанавливать продуктивные дружеские отношения с любым сверстником.
Наконец, на восьмом уроке детям дается понятие о различных эмоциях, эффективных
и не несущих опасности для здоровья способах управления ими.
Игры и занятия по
формированию ответственного поведения в проблемных ситуациях (одиночество,
стресс, трудности общения), тренировка сплоченности класса, развитие
возможностей учеников в понимании мотивов поведения сверстников вызывали у
детей большой интерес и находили необходимую поддержку у учителей. Эти игры
продолжались вне занятий по курсу.
Однако результаты второй
части пособия в значительной степени снижались за счет противоречия между демократическим
стилем преподавания, лежащим в основе пособия, подчеркнутыми отношениями
равноправия между детьми, признанием ценности и уникальности каждого ребенка и
социально-психологической спецификой школьных групп в рамках традиционного для
советской школы авторитарного стиля взаимоотношений с ними со стороны учителей,
уже сформированных ко второму году обучения позиций отдельных учеников как
пренебрегаемых в статусной иерархии класса.
Последний, третий, раздел
пособия был посвящен социально-психологическому тренингу навыков поведения в ситуациях,
провоцирующих экспериментирование с психоактивными веществами. По замыслу
составителей, должен проводиться видеотренинг. Поскольку, с одной стороны, дети
не привыкли к видео, а с другой, далеко не все школы им располагают, тренинг
проводился без каких-либо технических средств.
На уроках 9-м, 13-м и 14-м
учениками обсуждались здоровые и безопасные способы получения удовольствия и
проводилось закрепление полученных по курсу обучения знаний с помощью
специальной настольной игры «Дорога к здоровью». Уроки 10-й, 11-й и 12-й были
посвящены непосредственно отработке навыков поведения в провоцирующих
экспериментирование с табаком ситуациях в виде избегания по последовательным
этапам схемы: остановись — подумай — поищи что-либо взамен — запомни. Тренинг
только отказа от курения осуществлялся нами потому, что, как выяснилось в процессе
занятий, большинство детей, особенно мальчики, пробовали спиртные напитки
(пиво, шампанское, другие вина). Об опыте курения мы сведений не получили.
Как и предполагалось,
последняя часть курса оказалась наименее соответствующей традиционным формам поведения
советских школьников.
В отношении курения в
современном советском обществе существуют достаточно размытые культурные нормы.
Например, курение безусловно осуждается у детей до достижения ими определенного
возраста, после которого резкого осуждения уже не вызывает. Курение среди
девочек осуждается больше, чем среди мальчиков, и т. п. При наличии этих
культурных традиций тренинг абсолютною отказа от употребления табака,
предполагаемый пособием, выглядел искусственным, несмотря на то что все дети
усвоили знания о вреде курения.
В процессе отработки этапов
избегания курения, рассматривавшихся детьми как увлекательная, но несколько
необычная игра, были выделены четыре варианта поведения: неуверенное предложение,
уверенное предложение, неуверенный отказ, уверенный отказ. Они коррелировали с
личностными и статусными особенностями детей, их полом, а также сочетанием
перечисленных факторов и характером той роли, которую ребенок на себя принимал:
ученик, предлагающий сверстникам закурить, и член группы, которая отказывается
от этого предложения. Например, девочке, имеющей высокий социометрический
статус в классе, убежденной в необходимости отказа от предложения покурить,
легко реализовать уверенный отказ, особенно если попробовать предлагает мальчик
с низким социометрическим статусом.
Особо следует отметить, что
в процессе
67
работы наблюдался случай протестного поведения в
виде демонстративного курения. Один из мальчиков резко отрицательно воспринял
ситуацию тренинга, заявил, что давно курит и страшного в этом ничего нет, а
затем попытался продемонстрировать свои навыки всему классу.
Описанные затруднения в
проведении третьего раздела пособия, наблюдавшиеся в процессе работы, отображены
в результатах тестирования поведения детей в проективных ситуациях,
провоцирующих употребление пива, вина и курения табака. В табл. 2 пoказано, что
каких-либо достоверных сдвигов в пробах психоактивных веществ во втором
исследовании по сравнению с первым не происходит. Кроме того, анализ таблицы
подтверждает наличие половых различий в поведении девочек по сравнению с
мальчиками. С нашей точки зрения, это может быть связано с культурными нормами.
Таблица 2
Количество положительных
ответов (принятий решения о «пробе») в проективных ситуациях, провоцирующих
употребление алкогольных напитков и табака, по данным I
и II исследований
Психоактивное вещество |
I исследование |
ΙΙ исследования |
||
Мальчики (п=30) |
Девочки (п=30) |
Мальчики (п=30) |
Девочки (n=30) |
|
Пиво |
3 |
0 |
2 |
0 |
Вино |
1 |
0 |
2 |
0 |
Табак |
1 |
1 |
1 |
0 |
Таким образом, наименьшие затруднения
в реализации вызвала первая, информационная часть пособия, а наибольшие —
третья (социально-психологический тренинг избегания курения).
Остановимся на положительных
моментах реализации пособия. Несомненно, что формирование установки по отношению
к психоактивным веществам, которое включено в контекст развития личности и
поведения детей, является важнейшим шагом вперед по сравнению с простым
сообщением тех или иных сведений. Наличие в пособии операциональных моментов:
различных социально-психологических средств установления продуктивных отношений
в группе, тренировки навыков правильного поведения в ситуациях, провоцирующих
экспериментирование с психоактивными веществами, является ее сильнейшей
стороной.
Другим принципиальным
отличием пособия от общепринятого у нас способа обучения детей является демократический
дух и стиль общения, пронизывающий буквально все занятия. Наш опыт работы
столкнулся с противоречиями между традиционными представлениями о коллективизме
и дисциплине, воплощенными в ритуальные формы взаимодействия учителей с учениками,
и пониманием индивидуальности и демократичности в общении, заложенными в
пособии. Остается надеяться, что общая гуманизация и демократизация современной
школы создает перспективу для более эффективного применения таких программ.
Среди центральных проблем, с
которыми, с нашей точки зрения, сталкивается адаптация пособия,—
социо-культурные, этнографические и социально-психологические особенности советского
общества.
В целом работа с пособием
оказалась чрезвычайно полезной как для детей, так и для специалистов и обнаружила
круг проблем, с учетом которых должна строиться дальнейшая адаптация подобных
программ антинаркотического обучения школьников в нашей стране.
1.
Врублевский А. Г., Цетлин М. Г.
Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркомании и
токсикоманий среди учащихся общеобразовательных школ. М., 1987.
2.
Гульдан В. В. и др. Представление
школьников о наркомании и токсикоманий // Социол. исслед. 1989. № 3. С. 66—71.
3.
Гульдан В. В. и др. Психологическое
изучение опыта употребления одурманивающих веществ подростками с нарушениями
поведения // Вопросы наркологии. 1989. №1. С. 38—42.
4.
Хомик В. С. Программы предупреждения
вредных привычек у школьников США // Вопр.
психол. I989. №1. С. 148—155.
5. Here's looking at you, 2000. A Teacher's
guide for drug education. Seattle: Roberts, Fitzmahar and Associates, 1986.
Поступила в редакцию 6.VIII 1990 г.